Экономические решения 2022 года привели к первым результатам. Отказ от прозападного курса и вложение нефтегазовых доходов в реальный сектор привели к запуску в России новой модернизации, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий, профессор Валерий Масленников.
Bloomberg сообщил об обратной модернизации в России
Информационное агентство Bloomberg оценило состояние дел в российской экономике после года драконовских санкций.
Москва за счет нефтегазовых доходов увеличила госинвестиции в экономику для того, чтобы российские предприятия создали альтернативу западному импорту.
Отдел Bloomberg Economics отмечает, что капитальные затраты в 2022 году увеличились в России на 6%, несмотря на то, что в марте прошлого года эксперты обещали падение здесь на 20%. Эти цифры говорят о беспрецедентном росте реального сектора.
Агентство сравнило показатели РФ за прошлый год с данными за 2008 (мировой финансовый кризис, его еще называют Великой рецессией) и 2014 годы, когда падение ВВП сочеталось с огромным спадом инвестиций в реальный сектор. В 2022 году инвестиции в РФ выросли, пусть и падение ВВП оказалось выше, чем во время крымских событий.
В 2022 году российские государствообразующие компании либо увеличили свои вложения в реальный сектор экономики, либо сохранили его на прошлогоднем уровне уровне. Благодаря этому производство в России при полном закрытии западного рынка уменьшилось только на 2%.
Санкции привели к тому, что в РФ появилось много частных компаний, работающих за счет государственных инвестиций. В Псковской области налажено производство аккумуляторов, в Чувашии разворачивается новый завод по выпуску перекиси водорода, а под Москвой открылись производства гидравлического оборудования и фармацевтики.
Россия за счет менее совершенных технологий замещает упавший в 2022 году в два раза импорт и сокращает зависимость от западных стран. Процесс в Bloomberg назвали обратной модернизацией, но для его успеха нужно еще не один год выдерживать заданный курс.
Однако 2023 год будет сложным: снижение экспортных доходов приведет к тому, что инвестиции в экономику сократятся на 5% при общем падении ВВП на 1,5%. Государство продолжит тратить деньги, но уменьшение корпоративных доходов скажется на совокупном объеме вложений, но это прогноз Bloomberg Economics, который может снова не оправдаться.
Москва теперь тратит доллары в России
«Инвестиции в реальный сектор экономики являются единственной политикой, способной обеспечить устойчивый экономический рост. Такая линия начала проводиться в России 6-7 лет назад, а в 2022 году серьезно ускорилась», — заключает заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий, профессор Валерий Масленников.
Основной такого экономического курса является резкое увеличение денежной массы.
«Страна тратит активы, которые раньше переводились в доллары и евро, в инвестиции в реальный сектор. Это мощный процесс – год-два над РФ будет довлеть старая инерция, но затем произойдет взрывной рост», — резюмирует Масленников.
Арест на Западе российских золотовалютных резервов с одной стороны лишил страну 315 млрд долларов (данные на февраль 2022 года), а с другой – мотивировал Правительство РФ отказаться от кудринской политики конвертации сверхдоходов в валюту.
Финансовые власти РФ двадцать лет ограничивали инвестиции в реальный сектор, чтобы не перегревать экономику и иметь на черный день подушку безопасности, которую Запад в итоге потратит на оплату военных поставок на Украину.
Нужно вспомнить опыт пятилеток
Теперь ситуация изменилась, а ожидаемый взрывной рост российской экономики эксперты уже сравнивают с «Новым курсом» президента США Франклина Делано Рузвельта, который за счет инвестиций в инфраструктуру вывел американцев из Великой депрессии.
«Есть и другая аналогия – советские тридцатые годы, когда экономическая политика проводилась в рамках пятилетки и семилетки. Сегодня в РФ идет новая индустриализация, но на другом технологическом уровне», — констатирует Масленников.
Против СССР в двадцатые годы также были введены санкции: западные страны отказались покупать зерно и поставлять оборудование даже за золото. Общий язык Москва нашла только со Штатами, которые до 1941 года не лезли в европейские дела.
«Разве что источником инвестиций тогда была не торговля с дружественными странами, а коллективизация – по сути, прямое изъятие средств из сельского хозяйства, в остальном ситуация схожа. У России есть собственный богатый опыт – за 12 лет к 1939 году Москве удалось построить мощную индустриальную страну за счет эффективного использования внутренних ресурсов», — заключает Масленников.
Ключевым фактором в этом успехе стала подготовка кадров. Первая мировая и Гражданская войны вместе с белой эмиграцией лишили Россию части профессиональных школ, но затем это удалось компенсировать. Сегодня стоит такая же задача: из-за последствий развала СССР стране не хватает специалистов для разворачивания промышленности.
Если эту проблему удастся решить, то российский экономический взлет не заставит себя ждать.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru