Европейцы исключили из-под санкций против РФ нефтепродукты, которые являются результатом переработки и смешения российского сырья. С чем связана неожиданная уступка, ФБА «Экономика сегодня» объяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
ЕС пошел на уступки по российским нефтепродуктам
Брюссель исключил из-под санкций нефтепродукты, которые произведены из российской нефти в третьих странах, в том числе в Индии, Китае и Турции. Таким образом, уже на второй день после введения эмбарго европейцы опубликовали послабления.
На этом их уступки не закончились: Евросоюз готов работать и со смесями, которые были созданы на основе отечественных нефтепродуктов.
Многое здесь зависит от регламентов, но такое решение открывает окно возможностей. Достаточно добавить в российские нефтепродукты посторонние вещества – другое топливо или специальную присадку, – и они станут «чистыми» с точки зрения санкций.
ЕС де-факто легализовал процветающие в последние месяцы серые схемы, которые включают перевалку российской нефти в море и ее смешение на терминалах Турции, Сингапура, Мальты и других стран.
«Принцип действия санкционного алиби простой: при смешении нефтепродукты российского происхождения должны получить новый товарный код. Для этого достаточно в поставку добавить другое сырье, но основной вопрос упирается в то, разрешит ли Брюссель его импортировать», – резюмирует Юшков.
Главным адресатом послаблений являются европейские транзитеры, от работы которых зависит экспорт российского сырья и наполнение топливом мирового рынка. Без уступок Брюсселя у них бы возникли проблемы при работе с Россией.
По российской нефти в Евросоюзе действует следующий режим: если известно, что в танкере 20% российской нефти, а 80% нероссийской, то в порту можно выгружать только 80% объемов. Если доля российского сырья неизвестна, то выгрузка запрещена.
«Аналогичный режим европейцы, скорее всего, собираются применить и к российским нефтепродуктам», – констатирует Юшков.
Результат ограничений зависит от внимательности Брюсселя: при желании европейские власти могут снизить до минимума махинации с российским сырьем. Однако это противоречит интересам экономики объединения, которую без топлива из РФ ждут большие проблемы.
Европейцы зависят от российских нефтепродуктов
«Оговорки вызваны обеспокоенностью Евросоюза, что если Россия не сможет экспортировать нефтепродукты, это приведет к сокращению российских поставок и дефициту предложения топлива на рынке», – заключает Юшков.
Проблемы для экономики ЕС возникнут даже в том случае, если Россия сократит экспорт дизеля и мазута в пользу увеличения экспорта сырой нефти. В таком случае на глобальном рынке сложится дефицит, который моментально ударит по европейским странам.
«Здесь много рисков – альтернативные поставщики могут не произвести нужные ЕС объемы нефтепродуктов и многое другие. Отсюда и желание Брюсселя оставить РФ лазейки и послабления для стимуляции экспорта», – констатирует Юшков.
Схема может провалиться из-за потолка цен, налагающего ограничения на перевозчиков. Стоимость дизеля по принятому в G7 механизму предельных цен в три раза ниже розничных цен в Германии. На таких условиях российские поставщики не будут работать, поэтому Евросоюзу придется закрывать глаза и на эти ограничения, иначе Москва сократит экспорт топлива в пользу экспорта сырой нефти.
«У европейцев хитрая идея: они хотят сохранить объемы российского экспорта и одновременно давить на цены, чтобы Москва перестала зарабатывать на экспорте. Брюссель пытается одновременно заботиться об экономике и купировать то беспокойство, которое сегодня наблюдается в Европе», – резюмирует Юшков.
Поначалу стратегия ЕС работать не будет, поэтому в первом полугодии 2023 года с экспортом российских нефтепродуктов больших проблем не возникнет. Дальше все зависит от конъюнктуры, которую в силу украинского кризиса предсказывать невозможно.
Запад наверняка будет усиливать давление на российский экспорт за счет понижения потолков цен на нефть и нефтепродукты и новых пакетов санкций. В перспективе это может отразиться как на объемах, так и на направлениях отечественных поставок – а пока своими уступками европейцы признали критическую зависимость от дизеля и мазута из РФ.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru