Индия в 2022 году стала главным покупателем российской нефти. Однако за сырье даже в условиях санкций нужно платить, поэтому стороны отказались от доллара и перешли на торговлю в дирхамах ОАЭ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова, профессор Константин Ордов.
РФ и Индия торгуют в дирхамах ОАЭ
Индийские топливные компании Reliance Industries, Bharat Petroleum, Nayara Energy перешли на дирхам ОАЭ в сделках на покупку российского сырья.
Объем использования дирхама ОАЭ варьируется от сделки к сделке, но эмиратская валюта уже застолбила за собой место в структуре российско-индийской торговли.
Большой интерес к эмиратским дензнакам проявляет отечественный центробанк: в январе Банк России ввел курсообразование девяти новых валют, в число которых вошел дирхам ОАЭ, сделано это было в целях дедолларизации внешней торговли.
ОАЭ является вторым по влиянию после саудитов игроком в ОПЕК+, который представляет собой крупный региональный финансовый центр. Москва имеет неплохие отношения с Абу-Даби, что и стало поводом для задействования дирхама ОАЭ.
«Дирхам ОАЭ остается для РФ экзотической валютой – с Эмиратами у нас небольшой торгово-экономический оборот, но эта страна считается дружественной, а ее платежная и финансовая системы гармонизируются с российскими аналогами. Это гарантирует обратную конвертацию платежей в рубли или в любую другую нужную отечественным компаниям валюту», — констатирует Ордов.
Современные финансовые технологии позволяют конвертировать одни валюты в другие за считанные секунды, поэтому дирхам ОАЭ годится для энергетического экспорта. Есть вопросы по курсу, но в условиях санкций российская сторона закрывает на это глаза.
«Главное российское условие – ликвидность, если препятствий здесь нет, то вопрос валюты, в которой проводится сделка, не имеет решающего значения. Основной целью для России на сегодня является поиск новых рынков для осуществления международной торговли. Здесь внимание сместилось с главных игроков и евродолларового рынка до третьих стран и любых ликвидных валют», — резюмирует Ордов.
Российские компании перестали ставить перед собой какие-либо условия: если выбранная валюта устраивает обе стороны, то сделка заключается.
«Использование дирхама ОАЭ удобно индийским контрагентам, а для РФ хороша любая валюта, применение которой не ведет к замораживанию международных транзакций. Главное отечественное условие по валютам – возможность конвертирования полученных сумм в применяемые Москвой деньги, и в первую очередь в рубль. Желание покупателя – закон для продавца, вот и появилась такая схема», — заключает Ордов.
Рупия и Юань остаются локальными валютами
Первоначально РФ вела переговоры с Индией о переходе платежей на пару рупия-рубль, но индийцы от этого отказались. Рупия остается специфической валютой, а бизнес Индии готов использовать либо доллар, либо ликвидные аналоги вроде дирхама ОАЭ.
Внешнеэкономическая деятельность индийских нефтяных компаний ориентирована на западный рынок, поэтому они не хотят уходить с доллара на рупию и на рубль. Схожая ситуация с китайским бизнесом, который также не горит желанием применять юань.
«Рупия и юань остаются консервативными валютами с жестким внутренним регулированием, что осложняет их использование в международной торговле. Именно в этом заключается причина их непопулярности, несмотря на то, что Индия и Китай остаются странами с самыми высокими темпами роста ВВП», — заключает Ордов.
Индия и Китай не хотят делать свои национальные валюты конвертируемыми и допускать их к активному использованию в международных транзакциях.
«Отказ от такой линии потребует от Пекина и Нью-Дели радикальной смены монетарной политики и валютного регулирования, что в принципе поменяет их финансовую систему. Китайцы и индийцы на такое не пойдут, это напрямую связано с их нежеланием открывать внутренний рынок для иностранных компаний», — резюмирует Ордов.
Обратным юаню и рупии финансовым феноменом является швейцарский франк.
«Швейцарию на карте можно не увидеть, но ее валюта имеет статус резервной и регулярно используется в международных транзакциях», — констатирует Ордов.
Индия и Китай играют роль ведущих в мире производителей товаров, но их влияние на финансовых рынках ограничено, а внешняя торговля зависит от западных стран. Они готовы и хотят развивать торговые отношения с России, но без отказа от доллара и евро.
По этой причине в нефтяной истории с Индией появился дирхам ОАЭ, выполняющий в этой системе отношений роль эрзаца американской валюты.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru