Нанести ущерб российскому нефтяному сектору, чтобы он перестал приносить доходы в бюджет страны. Такую цель ставили перед собой авторы всех пакетов. Однако, как отмечают сегодня американские эксперты из Bloomberg, сценарий не случился.
Нефтяной сектор РФ успешно развивается
Информационное агентство Bloomberg подтверждает, что российская нефтегазовая отрасль адаптировалась к санкциям.
«Отрасль работает так же, как и раньше. Россия сохранила большинство нефтесервисных компетенций, активов и технологий», — отметил Bloomberg руководитель исследовательского центра Business Solutions and Technologies Виталий Михальчук.
После февраля 2022 года из РФ ушли BP, Shell и ExxonMobil, на сотрудничестве с которыми с девяностых годов развивался нефтяной сектор экономики. За западными гигантами последовали сервисные компании и другие поставщики услуг.
Определенные трудности создали Москве европейские санкции на предоставление технологий и нефтесервисных услуг, но страна выдержала этот удар.
Российские компании за 2022 год пробурили нефтяные скважины на 28 тысяч километров в глубину. Общее число работающих скважин выросло на 6,8% и достигло 7800 буровых, причем большинство игроков превысили показатели 2021 года.
Максимальные успехи показали «Татнефть» (+120%) и «Газпром нефть» (+13,9%), просели показатели только у «Роснефти» (-9,7%) и «Сургутнефтегаза» (-3,4%).
Три фактора сыграли за Россию
России, как считают в Bloomberg, помогло несколько факторов.
Во-первых, небольшая зависимость от Запада в целом: на долю ведущих поставщиков в 2021 году в нефтяной отрасли пришлось только 15% закупленного оборудования (данные Vygon Consulting).
Сегодня российские компании привлекают иностранных подрядчиков только в том случае, если им нужны передовые оборудование и технологические решения. С этим проблемы есть, но это направление не связано с нефтяной добычей.
Во-вторых, некоторые западные компании не ушли из России: SLB и Weatherford продолжают работать на российском рынке. Компании отказались отвечать на запросы Bloomberg, однако их отчеты подтверждают присутствие на отечественном рынке.
В-третьих, Halliburton и Baker Hughes пусть и отказались от сотрудничества с Москвой, но продали ей свои предприятия. Аналитик Виктор Катон из Kpler утверждает, что данный маневр позволил Москве сохранить персонал и профессиональные компетенции.
Помогает России и параллельный импорт: поставки высокотехнологичного оборудования на внутренний рынок сегодня налажены через третьи страны.
Россия держит санкционный удар
В апреле 2022 года российская добыча нефти снизилась до 10,5 млн баррелей в сутки, но уже к декабрю выросла до 10,9 млн баррелей. Этот успех позволит стране не заметить решение Правительства и Минэнерго РФ сократить производство сырья на 500 тысяч баррелей.
Эксперты Bloomberg находят безосновательным заявление еврокомиссара Кадри Симсон о том, что санкции вынудили Москву пойти на снижение добычи нефти.
Однако трудности у России остаются и связаны они с недостаточным количеством нефтяных хранилищ, но в целом западные эксперты не уверены, что европейское эмбарго и потолок цен G7 повлияют на российские производство и переработку нефти.
Добыча в РФ находится на высоком уровне, а нефтепереработка в феврале выросла на 2%. Последствия от эмбарго носят здесь долгосрочный характер и полностью не просчитываются.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru